Пандемия коронавируса заставила многих работодателей вспомнить, что охрана труда — это не набор бумаг, а реальный инструмент для защиты здоровья работников. Специалисты начали пересматривать работу и использовать новые практики. Мария Попова (Коновалова) рассказала о главных инструментах, которые помогают организовать безопасную работу в период пандемии.
«Дерево контактов»
Создайте «дерево контактов». Это журнал или цифровая схема, где фиксируют, когда и какие подразделения организации посещал каждый работник. Если у сотрудника выявят вирусную инфекцию, информация из журнала или схема помогут определить с кем контактировал заболевший. Этих людей можно быстро изолировать, направить на тестирование или карантин. При этом остальная часть предприятия продолжит функционировать и работодатель не потеряет прибыль.
Журналы учета контактов разложите в каждом подразделении организации. Назначьте ответственных, которые будут следить, чтобы каждый посетитель делал отметку о своем визите. Записывать стоит любого человека, который заходит в подразделение: внутренних сотрудников, работников подрядных организаций, курьеров, клиентов и т. п.
Хорошая практика, если работник фиксирует контакты вне организации. В отдельном журнале записывают информацию о личном общении работника с родственниками, знакомыми и пр. Такой документ особенно актуален для организаций, которые работают вахтовым методом.
«Дерево контактов» надежно отслеживать в цифровом формате. Для этого используют индивидуальные QR-коды, умные пропускные системы, GPS-трекеры и пр. Существуют разные способы организовать систему мониторинга текущего расположения работников на предприятии. Например, при входе в каждое подразделение устанавливают замки, которые работники открывают личными электронными ключами. Система распознает данные сотрудника и фиксирует информацию о каждом посещении. Другой способ: оборудовать личные пропуска GPS-трекерами и отслеживать перемещения работников на схеме. Также отслеживают местоположение с помощью рабочего смартфона или другого гаджета. Работодатель выбирает систему в зависимости от особенностей предприятия и своих финансовых возможностей.
Чистые зоны
Создайте чистую зону, если у одного или нескольких сотрудников предприятия выявили вирусное заболевание. Определите пул работников, которые смогут поддерживать жизнедеятельность предприятия. Организуйте для них двойное тестирование: на коронавирус и антитела. Так у работодателя будет более точная информация о том, рискует ли заразиться конкретная группа людей. Работники с удовлетворительными результатами тестов смогут продолжить работу.
Контроль подрядных организаций
Контролируйте подрядчиков независимо от того работает ваша организация дистанционно или очно. Проверяйте документы, наряды-допуски, проводите вводные инструктажи. Договоритесь с подрядчиками о коммуникации в онлайн-формате, например, по видеосвязи. Письменно попросите подтвердить, что подрядчик со своей стороны выполняет мероприятия по профилактике распространения инфекции.
Непрерывная коммуникация
Своевременно рассказывайте работникам обо всех изменениях и мерах, которые ввели на предприятии для профилактики коронавируса.Ведите честный диалог с работниками, помогайте им адаптироваться. Рекомендуем публиковать информацию на корпоративном портале или завести отдельную страницу, куда будет доступ у всех сотрудников. Так все смогут изучить материал и задать вопросы, при необходимости.
Хорошая практика рассказывать работникам не только о том, что фактически сделали, а для чего. Приведем два примера таких объявлений:
Пример 1. В столовой мы временно используем одноразовую посуду. После еды выкиньте использованную посуду в один из баков с крышкой, которые установили слева от входа. Эта мера поможет минимизировать распространение вирусов и бактерий. Работникам столовой больше не придется контактировать с использованной посудой, и они будут в безопасности. Кроме того, каждый из вас будет уверен, что посуда чистая. Мы понимаем, что использовать одноразовую посуду неэкологично, и вернемся к многоразовой, как только пандемия закончится.
Пример 2. Мы закрепили стулья в кафетерии на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Вы по прежнему можете поговорить за кофе с коллегой, при этом будет выдержана безопасная дистанция. Такое расстояние между людьми Всемирная организация здравоохранения назвала эффективной мерой профилактики вирусной инфекции. Мы понимаем, что прикрученные стулья вызывают физический и моральный дискомфорт, и открутим их, как только пандемия закончится.
Подробная информация с объяснениями поможет создать культуру заботы, где работники будут думать не только о своем состоянии, но и заботиться о коллегах.
Посмотрите на примере компании BMW, как организовали охрану труда в период пандемии. Мероприятия начали, когда в их регионе присутствия — городе Мюнхене — был выявлен первый случай заражения COVID-19.
В BMW:
1. Создали «Коронагруппу» — включили туда сотрудников департаментов охраны труда и HR. В задачи группы входило:
- оповещать сотрудников о профилактических мероприятиях, количестве заболевших;
- отвечать на вопросы горячей линии для сотрудников;
- контролировать сотрудников на самоизоляции — поддерживать связь с дистанционными сотрудниками, собирать отчеты о работе и пр.;
- собирать актуальную статистику по заболевшим;
- контролировать прохождение тестов сотрудниками, которые контактировали с заболевшими.
2. Перевели большую часть сотрудников на дистанционную работу.
3. Изменили формат работы для сотрудников, которые продолжали работу в организации. Сотрудники работали в малых группах с разным графиком, чтобы не пересекаться.
4. Оснастили рабочие места дезинфицирующими средствами, каждому сотруднику выдавали комплект масок на день.
5. Организовали по-новому систему питания: убрали кофемашины и закрепили стулья в кафетериях на расстоянии 1,5 метра.
6. Публиковали информацию о COVID-19 и агитационные плакаты в специальном разделе на сайте компании.
Есть что добавить?
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
Комментарии