С 1 января 2019 года юридические лица, работающие на объектах I категории негативного воздействия на окружающую среду, обязаны получать комплексное экологическое разрешение (КЭР). Этот документ заменит собой ранее разделенную природоохранную документацию. Работы, которые ранее проводились в рамках проектов ПНООЛР, НДВ, НДС, теперь служат основой формирования КЭР
Заявка на КЭР подается:
- для новых объектов не позднее, чем за 2 месяца до ввода в эксплуатацию нового или реконструируемого объекта
- для эксплуатируемых объектов не позднее, чем за 4 месяца до окончания срока действия предыдущего КЭР
Получать комплексное экологическое разрешение нужно каждые 7 лет
Что включает в себя КЭР
- проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, источников сбросов, образующихся отходов
- Расчеты технологических нормативов
- Расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности)
- Расчеты нормативов допустимых выбросов веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды
- Обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
- Проект программы производственного экологического контроля (ПЭК)
- Информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (при необходимости ее проведения в соответствии с законодательством)
- Проект программы повышения экологической эффективности (при необходимости)
Утвержденный порядок выдачи КЭР
Этап 1
- Оценка воздействия текущей деятельности на окружающую среду
- Разработка программы ПЭК
- Разработка программы повышения экологической эффективности (в случае необходимости)
- Разработка программы системы автоматического контроля
Этап 2
- согласование ППЭЭ в Минпромторге (при необходимости)
- согласование проекта нормативов допустимых выбросов в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»
Этап 3
- Подача заявки на КЭР в Росприроднадзор
Этап 4
- Выдача КЭР в срок до 4 месяцев
«Справочник инженера-эколога» бесплатно
В «Справочнике инженера-эколога» эксперты EcoStandard group рассказали обо всех видах отчетности, правовых нормах и ответственности за нарушения. Заполните форму, и мы вышлем вам энциклопедию эколога на e-mail.
Преимущества заказа КЭР в EcoStandard group
Разрешительная документация
Этапы работ
Закажите КЭР
Заполните онлайн-форму, и наши специалисты свяжутся с вами
Новости
Экоконсалтинг
Заявку на КЭР одобрили с первого раза
Справочник КЭР
Всего установлено четыре категории – от особо опасных (I) до малоопасных (IV). Отнесение к разным категориям НВОС позволяет предприятиям определить перечень обязательных документов:
- Объекты IV категории освобождены от всех проектов и платы за негативное воздействие на окружающую среду: они отчитываются только за объемы отходов и выбросов в рамках регионального кадастра отходов и статистической отчетности.
- Объекты III категории обязаны разрабатывать программу производственного экологического контроля (ПЭК) и осуществлять выплаты за негативное воздействие.
- Объекты II категории разрабатывают декларацию НВОС, обязательно согласуют нормативы сбросов и выбросов с органами Роспотребнадзора.
- Объекты I категории НВОС обязаны разрабатывать и получать комплексное экологическое разрешение.
Отнесение к определенной категории негативного воздействия прописано в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2398.
Предприятия I категории – «рекордсмены» негативного воздействия на окружающую среду: они производят самые большие объемы выбросов вредных и токсичных химических соединений в воздух, воду и почву, образуют опасные отходы. На долю заводов, ТЭЦ и котельных приходится почти 60% выбросов.
К таким объектам относятся:
- металлургические комплексы;
- фармацевтические производства;
- химическая промышленность;
- станции обогащения железных руд;
- изготовители пестицидов и т. д.
Ожидаемо серьезный вред наносят угле- и нефтедобыча, очистные сооружения, ГРЭС (конденсационные электростанции большой мощности), целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК). Разработка ископаемых и выработка энергии на холодных и малоосвоенных территориях выводят в топ списка объекты Урала и Сибири.
Получать КЭР стало обязательным в 2014 году, а в 2017 Минприроды утвердило список из 300 предприятий, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду (приказ Минприроды РФ от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов»). Упомянутые объекты должны были получить КЭР к концу 2022 (в связи с законодательными пробелами обязательства срок продлили до 31.12.2024), а все остальные крупные предприятия – к 2025.
- Наилучшие доступные технологии (НДТ). Это и технические, и управленческие решения, которые помогут сохранить ресурсы производства и уменьшить его влияние на окружающую среду.
- Проект программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ) тесно связан с НДТ: его задача – планомерно развивать технологии производства и таким образом уменьшать негативное воздействие на окружающую среду.
- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) регулирует обращение с опасными бытовыми и промышленными отходами. В зависимости от класса опасности мусор по-разному перевозят, размещают и обезвреживают.
- Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ) – это максимум вредных веществ, который предприятие может (по закону) выбрасывать в воздух.
- Проект нормативов предельно допустимых сбросов (НДС). Допустимое (тоже законом) количество вредных веществ для водной среды.
- Производственный экологический контроль (ПЭК) следит за тем, чтобы предприятия соблюдали экологические законы, нормативы и требования – то есть чтобы вред от производства не выходил за обозначенные границы.
Наши специалисты помогают разработать все перечисленные документы. Они обязательны для любых объектов I категории негативного воздействия, так или иначе воздействующих на окружающую среду, а за их отсутствие возлагается административная ответственность в виде штрафа или приостановки деятельности до 90 суток.
- Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 «О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва» (вместе с «Правилами выдачи»).
- Постановлением Правительства РФ от 13.02.2019 № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» (вместе с «Положением о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды»).
- Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».
- Приказом Минприроды России от 18.04.2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».
- Приказом Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности».
- Приказами Минприроды «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства...» – применительно к НДТ в разных отраслях.
Получать КЭР нужно каждые 7 лет при условии неизменности технологического процесса. При смене юридического лица и до истечения семилетнего срока также необходимо пересматривать КЭР (заново подавать на согласование). За деятельность без КЭР могут оштрафовать (КоАП РФ ст.8.47):
- должностных лиц – от 4 000 до 10 000 рублей;
- юридических – от 50 000 до 100 000 рублей.
Необходимо отслеживать изменения в законодательстве и оперативно на них реагировать. Так, в мае было опубликовано Постановление Правительства от 11.05.2023 № 737 РФ о том, как устанавливаются сроки использования объектов, где размещают отходы I и II класса опасности. Закон вступит в силу 1 сентября этого же года.
Заявку на получение разрешения рассматривают по принципу «одного окна»:
- В Росприроднадзоре.
- Минприроды, когда объект рядом с особо охраняемыми природными территориями федерального значения или их охранными зонами.
- Минпромторге – оно оценивает НДТ: насколько эффективно предприятие использует свои возможности и ресурсы? Насколько успешно сдерживает негативное воздействие своего производства?
- Роспотребнадзоре, который проверяет соответствие НДВ (норму выбросов в воздух), НДС (нормы сбросов в воду) веществ I и II классов опасности санитарно-эпидемиологическим требованиям.
- Росрыболовстве: рассматривает соответствие НДС и законам о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.
- Росводресурсе: оценивает выполнение НДС веществ I, II классов опасности на основании статистических сведений.
Это может сделать как штатный эколог, так и сторонняя компания.
Специалисты должны оценить, насколько рационально предприятие использует ресурсы и соответствует ли оно установленным наилучшим доступным технологиям (НДТ). Если технологические нормативы предприятия превышают установленные технологические показатели по данной отрасли промышленности, то необходимо разрабатывать программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Подача и согласование ППЭЭ осуществляется в электронном виде через личный кабинет юридического лица на сайте Минпромторга России. Согласование с Минпромторгом обязательно.
Не позднее, чем за два месяца до эксплуатации объекта НВОС, или за четыре – до истечения срока действия предыдущего КЭР (или индивидуального разрешения на выбросы, сбросы и отходы).
- Реквизиты предприятия и его руководителей.
- Код объекта НВОС – уникальный номер предприятия – нужен для государственного учета.
- Вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции.
- Объемы потребляемых ресурсов: воды, электричества, теплоэнергии, сырья.
- Сведения об авариях и инцидентах.
- Расчеты по нормативам выбросов, технологическим показателям производства.
- Расчеты НДВ, НДС веществ I, II класса опасности при наличии таковых в выбросах/сбросах.
- Обоснование ПНООЛР.
- Программа ПЭК.
- Актуализированная заявка НВОС.
- Программа установки системы автоматического контроля выбросов (программа САК).
- Программа ППЭЭ (при необходимости).
- Провести анализ существующих справочников Наилучших доступных технологий (НДТ). Согласовать с Минпромторгом использование всех НДТ как по основному, так и по вспомогательному оборудованию.
- Провести актуализацию источников выбросов, сбросов, отходов по действующим приказам и постановлениям. Провести инструментальные исследования концентраций загрязняющих веществ на источниках выбросов и сбросов. Учесть при замерах возможность работы оборудования на разных нагрузочных режимах, а при инвентаризации – запланированные модернизации и реконструкции.
- Рассчитать технологические нормативы по выбросам и сбросам (при наличии нормативов сбросов в справочнике ИТС). Определить, нужно ли разработать Программу повышения экологической эффективности. При разработке программы ППЭЭ необходимо продумать поэтапную модернизацию оборудования, его оснащение системой очистки. Срок реализации всех мероприятий не должен превышать 5 лет. Провести согласование программы в Минпромторге РФ.
- Разработать нормативы допустимых выбросов, сбросов, нормативов образования отходов. Учесть получение актуальных справок по состоянию окружающей среды (по выбросам и сбросам). Провести паспортизацию отходов, а затем – экспертизу проектов нормативов выбросов и сбросов с органами Роспотребнадзора. Получить санитарно-эпидемиологические заключения. Проект НООЛР не подлежит отдельному согласованию.
- Провести актуализацию категории НВОС, программы ПЭК. Разработать и согласовать план сокращения выбросов на период НМУ. При необходимости разработать программу оснащения источников выбросов автоматическими системами контроля. Данные системы контроля устанавливаются только на источники от основного технологического оборудования.
- Заполнить заявку на получение КЭР, приложив все полученные и согласованные документы, и подать ее в территориальный орган Росприроднадзора.
Государство может отозвать КЭР, если за полгода с начала его действия появится превышение нормативов по выбросам и сбросам, или превышение не устранят; это касается и временных нормативов.
Мы помогаем компаниям разработать комплексное экологическое разрешение и другие виды экологической отчетности и документации.
EcoStandard group занимается экологическим проектированием, нормированием и сопровождением с 2010 года: у нас в портфолио уже более 35 000 успешных проектов. Среди них – кейсы регионального и федерального уровня. Мы выполняем заказы разной сложности во всех уголках страны – не только в столице, помогаем и малому бизнесу, и госкорпорациям, а специфика компании может быть любой.
Наши работы застрахованы, мы мониторим изменения в законах – не придется переживать, что вы не отвечаете последним нормативно-правовым требованиям. Мы сопровождаем клиента на всех этапах работы, чтобы оказать консультационную поддержку по любому вопросу, сэкономить ресурсы заказчика и защитить его от штрафов. За каждый отдельный проект отвечает менеджер: он общается с госорганами, присутствует на проверках.
Инструментальные исследования различных сред проводим в собственном аккредитованном исследовательском центре, то есть занимаемся анализом и проверкой, не привлекая посредников. Это значит, что мы в полной мере отвечаем за результат и не скованы чужими сроками: при этом клиенту не нужно переплачивать за привлечение сторонней структуры.
В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», общий срок рассмотрения заявки на получение КЭР не может превышать 4 месяцев
КЭР выдается сроком на 7 лет и продлевается на тот же срок. Условия успешного продления:
- соблюдение установленных технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления
- отсутствие задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
- своевременное представление отчетности о выполнении программы производственного экологического контроля, уведомлений об авариях, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду
- выполнения программы повышения экологической эффективности в установленные сроки (при наличии)
Если на предприятии поменялись технологические процессы, оборудование или сырье и в результате изменились установленные объемы или массы выбросов/сбросов загрязняющих веществ или лимитов на размещение отходов, то КЭР подлежит пересмотру до истечения 7 лет
Территориальный орган Росприроднадзора может отозвать согласованное и полученное разрешение если:
- на протяжении 6 и более месяцев предприятие нарушает установленные в КЭР обязательные нормативы и лимиты
- объект, на который получен КЭР был снят с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду